Классификация минеральных масел
Минеральные масла изготавливаются из нефти, применяются в качестве смазочных материалов. Также они
применяются как гидравлические или смазочно–охлаждающие жидкости, электроизоляционные среды.
Присадки
Для существенного
улучшения качественных характеристик минеральных масел, к ним добавляют
присадки. На основе нефтяных масел получают пластичные и технологические
смазки, специальные жидкости, например смазочно-охлаждающие жидкости,
гидравлические и т. п.
Классификация по
способу производства
Нефтяные масла
получают путем тщательной очистки остаточных фракций нефти соответствующего
уровня вязкости. Минеральные масла делят
на дистиллятные (производят путем вакуумной перегонкой мазутов); остаточные
(получаемые из деасфальтизированных масляных гудронов); и компаундированные -
подобранные по вязкости и другим показателям смеси дистиллятных и остаточных
масел. Основную часть масел составляют углеводородные компоненты. Точная химическая
формула масел не известна.
Классификация по
областям применения
Моторные масла (М8ДМ,
М14В2, М10Г2к и др.)применяются для
смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания. По температурным пределам
работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные.
В зависимости от
назначения моторные масла подразделяют на масла для дизелей, масла для
бензиновых двигателей и универсальные моторные масла, которые предназначены для
смазывания двигателей обоих типов. Все современные моторные масла состоят из
базовых масел и улучшающих их свойства присадок.
Индустриальные масла (И-12А,И-20А, И-40А,И-50А и др.)с
комплексом присадок (антиокислительной, противоизносной, антикоррозионной и
др.)(ИГП-18,ИГП-30,
ИГП-114 и др) применяются для смазывания подшипников, редукторов и
гидравлических систем промышленного оборудования. Наиболее востребованная
область применения - в узлах трения станков, вентиляторов, насосов, текстильных
машин, а также как основа при изготовлении гидравлических жидкостей, пластичных
и технологических смазок.
Авиационные масла (МС-20,МС-8,
МГЕ-10А и др) . В зависимости от вида техники авиационные масла условно
делят по областям применения на масла для поршневых и газотурбинных двигателей
самолетов и различных агрегатов вертолетов.
Холодильные масла (ХА-30,
ХФ 12-16, ХФ 22-24 и др.)делятся на минеральные (нафтеновые и парафиновые)
и синтетические (алкилбензольные, полиалкилгликольные, полиолэфирные и
полиальфаолефиновые) . Служат для смазки трущихся деталей компрессора с целью
уменьшения силы трения и снижения износа сопрягаемых деталей. Кроме того,
смазка способствует отводу части теплоты, эквивалентной работе сил трения,
удалению мелких частиц - продуктов изнашивания сопрягаемых пар и повышению
герметичности.
Вакуумные масла (ВМ-4, ВМ-6, ВМ-12 и др.)– это рабочая
смазка для роторных вакуумных насосов, представляют собой жидкость с низким
давлением пара.
Гидравлические масла (ВМГЗ,
марки А, МГТ, МГЕ-46В и др.)делятся на три группы по областям применения:
для самолетов и других летательных аппаратов, мобильной наземной, речной и
морской техники; для различных машин, которые снабжены гидротормозными и
амортизаторными устройствами; для гидроприводов, гидропередач и циркуляционных
масляных систем различных агрегатов, машин механизмов, составляющих
оборудование промышленных предприятий.
Компрессорные масла (КС-19,ПС-28,
КП-8С и др.) применяют для смазывания компрессоров, эксплуатируемых в
различных отраслях промышленности и на транспорте. В поршневых и ротационных
компрессорах смазочное масло находится в прямом соприкосновении со сжатым
газом, имеющим высокую температуру.
Консервационные масла (К-17
и др.)применяют на заводах различных
отраслей промышленности для межоперационной защиты и консервации готовых
изделий.
Турбинные масла (ТП-22С,
ТП-22Б, ТП-30 и др.)используются как смазочный материал, а также для
охлаждения узлов трения турбин, турбоагрегатов, турбокомпрессоров и других
турбинных установок. Турбинные масла могут применяться и в системах
регулирования турбомашин.
Трансформаторные масла (ГК, ВГ, Т-1500 и др.) отличатся высокой
чистотой и низкой вязкостью. Применяются
для заливки силовых и измерительных трансформаторов, реакторного оборудования,
а также масляных выключателей.
Трансмиссионные масла (ТСП-10, ТМ5-18, ТМ3-18 и др.)применяются
для смазывания механических агрегатов машины, содержащих зубчатые передачи.
Осевые масла применяются
для смазывания шеек осей колесных пар вагонов, тепловозов с подшипниками трения
скольжения. Иногда используют для
смазывания узлов трения и некоторых малонагруженных зубчатых редукторов
промышленного оборудования.
|